Новый взгляд аналитики

МОДЕЛЬНАЯ НОТКА ВКУСА

 

Компания занимается оптовой поставкой крафтового пива для розницы и заведений общественного питания. Создан корпоративный сайт с фирменным дизайном. Она представлена в нескольких социальных сетях. Контент рассказывает о её продукции и часто появляющихся новинках.

Обычно напиток содержит всего четыре компонента. Преимущественно на вкус влияют способы варки, качество сырья и условия транспортировки. На фирме ведётся творческий поиск для обновления ассортимента. При достижении локального максимума создаётся лимитированная партия. Все усилия направлены на развитие культуры пивоварения и потребления крафтового пива.

Акционеры и контрагенты заинтересованы в её устойчивом развитии. Они считают, что два с лишним года достаточны для укрепления на российском рынке. Поэтому после периода становления она должна отчитаться. Для подготовки презентации была собрана статистика по различным направлениям. Это продажи по годам с месячной детализацией. Кега предназначена для реализации в розлив. Фасовка в бутылки необходима для розницы.

Сначала для определения числовых рядов использовались характеристики территорий и тарности. Проводилась декомпозиция, рассчитывался кубический тренд. Его линия наилучшим образом показывает тенденцию изменений сбыта. Выделены сезонные колебания с повтором в один год. Вместе со случайными составляющими показаны различные отклонения от стабильной линии. Для визуализации созданы дашборды.

Для же изучения рынка применена самоорганизующаяся нейросеть платформы Deductor. На ней можно увидеть взаимосвязи между характеристиками. В построенной модели возможны малые погрешности ввиду небольшого количества сведений, но качество их приемлемо. В связи с конфиденциальностью и актуальностью информации цветовые карты не представлены; анализ и описание по ним следуют далее.

На карте можно выделить аномалию в центральном регионе. Похожие цифры дистрибьюторов в кегах были в июле-августе 2016 и в мае 2017 года. В разные месяцы смежных лет присутствует хаотичность, не наблюдается какой-то стратегии. Хороший дистрибьюторский сбыт по фасовке имеется с апреля по июль 2018. Раннее его начало обусловлено футбольным чемпионатом мира.

Одинаковые сетевые продажи получились за вторую половину прошлого года. Они сильно завышены, скорее всего, из-за отсутствия поставок за этот период в кегах. Серьёзную озабоченность вызывает реализация в сетях с апреля по июнь. С марта по июнь 2018 прямой сбыт по фасовке снизился почти в 2 раза от возможного. При этом объёмы в кегах остались на обычном уровне. В июле было явное смещение в их сторону по прямому каналу продвижения.

На северо-западном направлении прошедший год оказался плохим. Поставки не налажены, не была выстроена структура сетевой торговли, не были привлечены дистрибьюторы. Колебания имеют значительную амплитуду. Это не удивительно, так как она является "пивным царством" конкурентов. В западных и восточных областях есть стабильная тенденция. Остальные же территории не показали себя с лучшей стороны.

В связи с тем, что информация начального интервала является частичной, в расчёте учитывались значения за последние два года. Исходные данные во множестве своём имеют большую хаотичную динамику. По таким значениям очень трудно построить хороший прогноз. Поэтому проводилось сглаживание каждого временного ряда, учитывались показатели региона, канала и тарности.

Вид дашборда динамика продаж и трендов
Вид дашборда динамики продаж и прогноза

Рекомендуется придерживаться данного прогноза на оставшуюся часть 2019 года. При необходимости составлять прогноз с добавлением других показателей. В наилучшем варианте можно создать модель с учётом влияния различных факторов в виде соответствующих мультипликативных коэффициентов.

Большая доля пространства модели представляют значительные всплески и провалы относительно средней величины. Это вторая половина 2017 и первые две трети 2018 годов, то есть начальный период роста. Ещё требуют внимания минимальные, часто нулевые продажи в сетях. Следует выбрать конкретное решение: агрессивно продвигать продукцию или полностью отказаться от них.

Необходимо поддерживать модель и обогащать свежими сведениями. Постоянно проводить допустимые корректировки величин влияния. Получать обратную связь с помощью аналитического аудита построенной структуры. Лучше это делать в рамках стратегического планирования.