Новый взгляд аналитики

ОСОБАЯ НОТКА ВКУСА

 

Компания занимается оптовой поставкой крафтового пива для розницы и заведений общественного питания. Создан корпоративный сайт с фирменным дизайном. Она представлена в нескольких социальных сетях. Контент рассказывает о её продукции и часто появляющихся новинках.


Обычно напиток содержит всего четыре компонента. Преимущественно на вкус влияют способы варки, качество сырья и условия транспортировки. На фирме ведётся творческий поиск для обновления ассортимента. При достижении локального максимума создаётся лимитированная партия. Все усилия направлены на развитие культуры пивоварения и потребления крафтового пива.


Акционеры и контрагенты заинтересованы в её устойчивом развитии. Они считают, что два с лишним года достаточны для укрепления на российском рынке. Поэтому после периода становления она должна отчитаться. Для подготовки презентации была собрана статистика по различным направлениям. Это продажи по годам с месячной детализацией. Кега предназначена для реализации в розлив. Фасовка в бутылки необходима для розницы.


Сначала для определения временных рядов использовались характеристики территория и тарность. Проводилась декомпозиция каждого ряда, рассчитывался кубический тренд. Его линия наилучшим образом показывает тенденцию изменений сбыта. Выделены сезонные колебания с интервалом в 1 год. Они вместе со случайными составляющими показывают различные отклонения от стабильной линии. Графики выполнены в виде дашборда.

Для изучения рынка применена самоорганизующаяся нейросеть. На ней можно сразу увидеть взаимосвязи между имеющимися характеристиками. В построенной модели возможны малые погрешности ввиду небольшого количества сведений, но качество приемлемо для хорошей интерпретации. В связи с конфиденциальностью и актуальностью информации цветовая карта здесь не представлена. Составленный анализ и описание следуют далее.


На карте можно выделить аномалию в центральном регионе. Похожие цифры дистрибьюторов в кегах были в июле-августе 2016 и в мае 2017 года. Разные месяцы в разные годы присутствует хаотичность, не наблюдается какой-то стратегии. Хороший дистрибьюторский сбыт по фасовке имеется с апреля по июль 2018. Раннее их начало обусловлено футбольным чемпионатом мира.


Одинаковые сетевые продажи получились за вторую половину прошлого года. Они сильно завышены, скорее всего, из-за отсутствия поставок за этот период в кегах. Серьёзную озабоченность вызывает реализация в сетях с апреля по июнь. С марта по июнь 2018 прямой сбыт по фасовке снизился почти в 2 раза от возможного. При этом объёмы в кегах остались на обычном уровне. В июле же был явный перекос в их сторону по прямому каналу продвижения.


На северо-западном направлении прошедший год оказался плохим. Поставки не налажены, не была выстроена структура сетевой торговли, не были привлечены дистрибьюторы. Колебания имеют значительную амплитуду. Это не удивительно, так как она является "пивным царством" конкурентов. В западных и восточных областях есть стабильная тенденция. Остальные же территории не показали себя с лучшей стороны.


В связи с тем, что информация начального интервала является частичной, в расчёте учитывались значения за последние два года. Исходные данные во множестве своём имеют большую хаотичную динамику. По таким значениям очень трудно построить хороший прогноз. Поэтому проводилось сглаживание каждого временного ряда, учитывались показатели региона, канала и тарности. Использовался метод скользящего среднего.

Вид дашборда динамика продаж и трендов
Вид дашборда динамики продаж и прогноза

Рекомендуется придерживаться данного прогноза на оставшуюся часть 2019 года. При необходимости следует составлять новый прогноз с добавлением дополнительных показателей. В наилучшем варианте можно создать модель с учётом влияния различных факторов в виде соответствующих мультипликативных коэффициентов.

Половина пространства динамики модели представляют значительные всплески и провалы относительно средней величины. Это вторая половина 2017 и в первые две трети 2018 годов, то есть на начальном периоде роста. Также требуют внимания минимальные, часто нулевые продажи в сетях. Придётся выбрать сложное решение. Очень агрессивно продвигать свою продукцию или отказать полностью от работы с ними. Следует детально разработать маркетинговую и ценовую политики.

Также следует модель поддерживать и обогащать новыми сведениями. Постоянно проводить допустимые корректировки величин влияния, получая обратную связь с помощью анализа модели. Лучше всего это делать в рамках стратегического планирования.