Новый взгляд анализа

НОВЫЙ ТРЕНД АНАЛИЗА

 

Более 20 лет компания успешно работает на рынке логистики. Осуществляет автомобильную перевозку автомобилями. Содержит парк колёсной техники большой грузоподъёмности. Большинство перевозимых грузов имеют малый объём и значительный вес. Она работает с заказчиками различных масштабов. Есть крупные клиенты и довольно мелкие. Выполняет местные заказы и региональные. Множество регулярных заказов, иногда поступают единичные. В последнее время возникли сложные финансовые проблемы.


Для управления ситуацией в компанию пришёл новый директор по развитию. Он имеет большие экономические знания и опыт. Ему понадобился отчёт по внешней деятельности компании. Это будет инфографика в новой форме для аналитики бизнеса. Интерактивный дашборд с ключевыми показателями.


Базой для него стала таблица, подготовленная по сведениям из бухгалтерской программы. Имеются данные по платёжным поручениям за два неполных года. Определены характеристики: направления и филиалы, услуги и клиенты. Вся информация представлена в виде текстовых названий. Только выручка и прибыль записаны в числовом виде.


Сначала была выбрана платформа для отчёта. Использовалась популярная программа MS Power BI. Она позволяет быстро и с высоким качеством создавать такие визуализации. Среди возможностей есть различные диаграммы, формы и цвета. Для этого специально разработана тема окрашивания элементов отчёта в виде файла.


Сформируем модель данных по схеме "звезда". Она часто встречается в хранилищах данных. Отличается высокой скоростью получения информации. В центре будет таблица фактов продаж с количественными величинами. А вокруг неё находятся связанные с ней таблицы измерений. В них содержаться описательные сведения. Все операции выполняются с помощью запросов на внутреннем языке DAX.


Сделаем предобработку содержимого таблицы. Строки очищаются от лишних пробелов, цифр и символов. Выделяются некорректные числа. Для названий устанавливаются числовые идентификаторы.

 

Далее из полученной таблицы выделим все измерения. Каждое в свою таблицу. Теперь сведём идентификаторы по всем измерениям в таблицу фактов. В ней уже содержатся только числовые значения. Особенностью панели является динамическое составление хранилища данных.

Дашборд логистической компании

Начнём с периода времени. Его срез находится в верхнем левом углу. Мимо него не пройти. Ниже показаны границы временного интервала и его продолжительность.  Они меняются одновременно. Изменяя размеры интервала можно сравнивать аналогичные значения разных месяцев. И выявлять конкретные состояния и динамику.


Точкой входа в отчёт является прямоугольник в центре, напоминающий контейнер. Это дерево структуры отдельных элементов. Представлены 2 уровня: направления и филиалы. Есть возможность спуститься на один уровень или полностью. Выбирая конкрентное направление можно увидеть доли каждого филиала.


Справа расположена линейчатая диаграмма в форме крыла. Она показывает лучших клиентов компании. Они отсортированы по убыванию выручки. При получении информации по филиалам формируется новые списки.


В нижнем правом углу установлена кольцевая диаграмма в форме колеса. Слева расположена диаграмма с областями. Обозревая весь отчёт можно определить  суть бизнеса следующим. Это перевозка по территориям страны грузов на колёсах с учётом времени.


Сверху горизонтально указаны важные числовые показатели для компании. Есть отклонения значений по месяцам: начала и конца периода, также итоговые за указанное время. Все визуальные элементы связаны между собой. Воздействуя на один получаем изменения других.

 

Этот дашборд достаточно прост на первый взгляд. При длительной работе с ним выявляются новые слои информации. Его могут использовать директор по развитию и другие отделы компании. Есть возможность дополнять его новыми индикаторами.

 

Теперь проведём глубокий анализ работы клиентов. Сделаем их сегментацию с помощью кластеризации. Для совокупной оценки используем показатели выручки и прибыли за полный период. В качестве механизма будет само организующаяся нейросеть. Использовалась программа Deductor.

Цветовая карта элементов по выручке
Цветовая карта элементов по прибыли

Кластер 1 представляет лучших клиентов (7). Доля по выручке покупателей составляет 27%, доля по прибыли имеет 20%. Средние по ценности покупатели (25) сгруппированы в кластере 2. Все они занимают суммарную долю по продажам 37,5%.

 

На всех картах выделена ячейка самых ценных клиентов. Она указана кружком с чёрным контуром. Это группа похожих клиентов (2). Так же она определяет этот сгусток на проекцим Саммона. Видно его значительное отличие от других ячеек, представленных красными точками.

 

При необходимости этот механизм можно использовать для исследования имеющихся клиентов по любому сочетанию (влиянию) показателей за различные периоды времени. Данную построенную модель можно применить для другого. Она позволяет вычислить требуемые показатели на основе предлагаемых от потенциальных заказчиков.